Влияние способностей на педагогическую умелость
Педагогическое мастерство, состоящее в продуктивном решении педагогических задач связано с умением за отводимое на процесс обучения время поднять на новый уровень обученности, воспитанности всех или подавляющее большинство учащихся. Оно проявляется, прежде всего, в системе и последовательности педагогически целесообразных действий, в умении реализовать педагогическую систему знаний в работе с учащимися.
Установлена зависимость между результативностью педагога и мерой сформированности у него умений, которые можно объединить в пять компонентов деятельности: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские. В случае низкого уровня сформированности всех названных компонентов деятельности или несформированности одного из них невозможно продуктивное решение педагогической задачи, а следовательно, и достижение искомых результатов.
Гностические, или познавательные, исследовательские умения-» лежат в основе всех других и включают умения анализировать педагогическую ситуацию, формулировать стратегические, тактические и оперативные задачи в области воспитания и обучения; вырабатывать стратегии их решения, оценивать продуктивные и непродуктивные проекты решения и способы их реализации, заново формулировать педагогические задачи и искать более продуктивные пути их решения. Гностические умения необходимы на всех этапах решения педагогической задачи. Достаточно высокий уровень их сформированностн обеспечивает ту самую, столь необходимую, обратную связь, без которой невозможно управление учебно-воспитательным процессом; Результативность деятельности тесно связана с глубиной анализа педагогической ситуации и способам»-формулирования ПЗ. Низкий уровень способностей проявляется в том, что учитель, несмотря на опыт, стаж работы, не умеет анализировать педагогическую ситуацию в полном объеме. Главным предметом его анализа является учебная информация в книге, науке. Учащийся воспринимается им как объект воздействия, в задачу которого входит усвоение сообщаемой педагогом учебной информации.
Способных отличает довольно быстрый переход к осмыслению цели собственной деятельности, творческой оценке учебной информации и изменению стратегии композиционного ее построения исходя из цели. Только на этом уровне сформированности гностических умений начинается педагогическое творчество, которое тем не менее еще не приводит к продуктивным результатам, потому что активен лишь сам педагог: он еще не соотносит целей своей деятельности с личными целями учащихся.
Подлинная результативность обеспечивается главным образом» тем, что педагог осознает цели учащихся: для чего им нужна данная учебная информация, где, когда, в связи, с чем она им пригодится. Это позволяет по-новому формулировать стратегические, тактические и оперативные задачи, привлекая к этому процессу и самих учащихся. Когда учебно-познавательная деятельность становится творчеством самих учащихся, развитию которого содействует учитель, происходит подлинное слияние дидактических и воспитательных задач, и весь процесс обучения становится средством воспитания.
В условиях решения сложных педагогических задач, связанных; процессами перевоспитания, анализ педагогической ситуации усложняется. Предметом анализа становятся, с одной стороны, факторы, которые привели к формированию трудного характера, а с другой — факторы, которые полностью исключали бы возможности подкрепления уже сложившейся отрицательной доминанты, и формировали бы новую, которая поглотила бы и погасила старую, отрицательную доминанту. Нравственные привычки и отношения формируются очень рано и являются очень устойчивыми. В исследовании, проведенном под руководством В. Л. Марищука, предметом анализа была система нравственных отношений у группы учащихся на протяжении одиннадцати лет. Было установлено, что недостатки в нравственной системе отношений, которые обнаружились в третьем классе, затем проявлялись и в десятом, и в высшей школе. Факт, который свидетельствует о нашем неумении воспитывать. Два механизма процесса воспитания обнаружил автор: роль и значение первого впечатления и необходимость создания новой, положительной доминанты, чтобы она сгладила и уничтожила старую, отрицательную.
Проигрывание возможных способов решения задачи и принятие окончательного решения зависит от уровня сформированности у педагога проектировочных и конструктивных умений. Результативность педагогической деятельности вследствие отдаленности ее психологических результатов зависит от перспективного планирования заданий-задач, предлагаемых учащимся. Эти задания создают своеобразный творческий «педагогический лабиринт», проведя через который учащихся, педагог достигает искомого психологического результата.
Высокий уровень результативности связан с перспективным планированием всей деятельности в целом, с осознанием, в каких целях отбирается материал и как подвести учащихся к его усвоению; низкий уровень результативности — с планированием предстоящей деятельности безотносительно к тому, для чего, в каких целях рассматривается материал на конкретном уроке.