Влияние способностей на педагогическую умелость
Способности к перестройке деятельности в условиях реформы
Любая творческая деятельность, в том числе педагогическая» требует высокого уровня сформированности навыков и умений, то есть прочных стереотипов деятельности. Перестройка деятельности происходит на основании ломки старых и образования новых стереотипов. В интенсивности этого преобразования и проявляются способности. Наиболее талантливые идут в ногу со временем, смотрят в будущее. Они чувствительны к тому, что происходит в науке, представителями которой являются, к требованиям современного общества к учительству, к достоинствам и недостаткам организации учебно-воспитательного процесса. Еще задолго до реформы они начали свой творческий поиск в области совершенствования учебно-воспитательного процесса. Их опыт предварил реформу и создал в педагогической практике образцы для перестройки деятельности школьных коллективов.
Способные учителя проявляют готовность к тому, чтобы правильно оценить и использовать передовой опыт других школ, творчески его переработав и обогатив собственными самостоятельными находками.
Малоспособные к педагогическому труду учителя медленно и болезненно осваивают новые программы, медленно вырабатывают продуктивные модели и плохо осознают достоинства и недостатки собственной деятельности. Поэтому перестройка школы у одних из них вызывает стресс и угнетенное состояние, у других — стремление, пока возможно, следовать устоявшимся стереотипам. Вот почему интенсивная перестройка педагогического труда легче и быстрее происходит в условиях коллективного освоения современной психолого-педагогической теории, опирающегося на изучение результативности своего труда коллективом в целом, методическими объединениями, отдельными педагогами. Это необходимо в связи с проявлением такой закономерности: низкий уровень педагогических способностей, как правило, сочетается с завышенной оценкой результатов своего труда и заниженной оценкой значимости советов и рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности. Организация в педагогическом коллективе сравнительного изучения результатов педагогического труда на основании заранее сформулированных критериев позволяет разрушить неадекватную самооценку учителя и стимулировать его самосовершенствование.
В условиях перестройки школы ярко проявляется мера педагогической одаренности. Исследования Е. Н. Жучевой деятельности учителей математики и В. И. Кустовой — учителей иностранных языков показали, что при освоении новых программ и учебников. главными являются специальные способности к предмету (в данном случае математические и лингвистические), а своеобразным «фоном» в этом процессе выступают собственно педагогические способности. А когда в свете новых требований переосмыслен предмет, проверяют новые системы его преподавания, накопление новых дифференциально-, социально- и аутопсихологических знаний,. обусловливающих новые стратегии педагогических воздействий,. целиком зависит от педагогических способностей.
Каждый педагогический коллектив включает в себя учителей с разным уровнем педагогических способностей и мастерства. Организация коллективной и групповой работы (в методических объединениях) по осмыслению новых требований реформы, по изучению меры соответствия достигнутых результатов искомым позволяет в полной мере использовать и развивать педагогические таланты, обогащая тем самым весь коллектив. Это особенно важно для процесса перестройки и совершенствования системы воспитательной работы, который осуществляется по общим правилам эвристического поиска:
— анализ исходных данных (диагностика): изучение коллектива (уровень развития, микро- и макроструктура, характер взаимоотношений в коллективе); учет возрастных и изучение индивидуальных особенностей учащихся (запросы, склонности, интересы);
ознакомление с семейной обстановкой. Используются методы: социометрия, интервью, анкета;
— подбор заданий-задач, рассчитанных на формирование у учащихся потребности в труде, нравственных установок, гражданской зрелости;
— сопоставление исходных данных с проектируемым результатом;
— подбор и обоснование главной воспитательной задачи на определенный период времени и постановка системы перспектив перед учащимися;
— определение позиции классного руководителя, отрядного вожатого и актива в организации воспитательного процесса по решению данных задач. Расстановка сил. Организация взаимодействия;
— включение всех учащихся (пионеров, комсомольцев) в активную деятельность по реализации поставленных задач. Система поручений и разовых заданий. Регулирование взаимоотношений: деловых, личных, гуманистических (по классификации Т. Е. Конниковой);
— определение содержания, методов, форм и их реализация решении воспитательных задач;