История высшего образования в Украине
Со временем в Киевской академии были введены курс русского, французского, немецкого и староеврейского языков, чистая и смешанная математика (тригонометрия, физика, астрономия, архитектура), а в последние годы существования академии классы домашней и сельской экономики и медицины. Значительное место отводилось художественному и музыкальному образованию. Киевская академия была выдающимя очагом науки.
Принимали в академию молодежь всех сословий. В ней обучались выходцы с Левобережья, Запорожья, Западной Украины, Закарпатья. Это способствовало единению украинских земель. Ежегодно здесь получали образование от 500 до 2000 студентов. Возрастных ограничений не было. Для бедных учащихся при Академии существовала бурса. Киевская академия была также важным просветительским центром. Она основала коллегии в Гоще, Виннице, Кременце, Чернигове, Харькове и Переяславле и постоянно им помогала. Киевская академия внесла значительный вклад в укрепление культурных связей Украины с Россией и Белоруссией. С 40-х гг. XVII в. до основания Московского университета в Киеве получала образование молодежь из Москвы, Воронежа, Вязьмы, Вятки, Брянска, Калуги, Могилева и других городов.
Киевская академия сыграла важную роль в укреплении культурных связей украинского народа также с южнославянскими и другими народами. Здесь учились сербы, черногорцы, болгары, молдаване, греки, далматинцы и др. Некоторые студенты Киевской академии, ее преподаватели обучались в Польше, Франции, Италии, Англии, Германии, Венгрии. Академия поддерживала научные связи с просветительскими центрами – Краковом, Галле, Магдебургом, Константинополем и др.
Киевская академия оказала значительное влияние на организацию, содержание и методы обучения во многих учебных заведениях, в частности в Черниговском (основан в 1700 г.), Харьковском (1721) и Переяславском (1738) коллегиумах, которые были созданы по образцу Киево-Могилянской коллегии.
Черниговский коллегиум – одно из старейших учебных заведений на Левобережной Украине. Основан в 1700 г., его основателем был педагог, церковный деятель и писатель Иоанн Максимович. Черниговский коллегиум создан на базе славяно-латинской школы, переведенной из Новгорода-Северского. Обучение длилось 6 лет. В коллегиуме преподавали общеобразовательные предметы: латинский и греческий языки, историю, географию, математику, философию. В 1776 г. заведение было реорганизовано в духовную семинарию, существовавшую до 1917 г.
Харьковский коллегиум был основан в 1721 г. в Белгороде как семинария, в 1727 г. переведен в Харьков. В нем изучали грамматику, пиитику, риторику, философию и др. В 1765 г. при нем были открыты дополнительные классы для светских лиц, которым преподавали новые языки, русскую литературу и язык, математику, инженерное дело, артиллерию, архитектуру, геодезию, географию, рисование, а позднее – также физику и естественную историю (в 1773 г. эти классы выделились в отдельное Казенное училище). Харьковский коллегиум был центром просвещения Слободской Украины до начала XIX в. В коллегиуме обучались представители всех слоев населения. После открытия Харьковского университета (1805) Харьковский коллегиум стал узкосословным учебным заведением, а позднее – вновь духовной семинарией.
Переяславский коллегиум открыт в 1738 году в городе Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий). Его основной целью была подготовка духовенства для борьбы против унии и католичества на Правобережье. При коллегиуме была бурса, где жили иногородние ученики. Срок обучения длился 6 лет. Здесь преподавали русский, латинский, греческий и польский языки, поэтику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, историю, пение. В коллегиуме обучались дети духовенства, казацкой старшины, мещан, крестьян. С конца 80-х гг. XVIII в. коллегиум назывался семинарией. После основания в 1799 году класса философии, а в 1800 – класса богословия – сугубо духовное заведение. В 1862 г. семинария была переведена в Полтаву.
Определенную роль в развитии образования на западно-украинских землях играл Львовский университет, хотя заведение было основано (в 1661 г.) с целью усиления полонизации украинского населения. В договоре 1658 года между шляхетской Польшой и верхушкой казацкой старшины было оговорено открытие в Украине двух высших школ-академий на правах университета. Однако, католические иерархи и феодалы развернули активную деятельность против этого плана. Стараясь опередить возможность открытия академии на основе Львовской братской школы, они предложили обосновать ее во Львовской иезуитской школе-коллегии. Эти старания нашли поддержку польского королевского двора. 20 января 1661 года король Ян Казимир подписал диплом, который давал Львовской иезуитской коллегии «статус академии и титул университета» с правом преподавания всех современных университетских дисциплин и присвоения ученых степеней.
Естественно, что в то время деятельность Львовского университета определялась социальными интересами и идеологическими установками Речи Посполитой. Но, как культурно-образовательный центр, он не мог находиться в изоляции от общественной жизни, социальных изменений, влияния зарубежных университетов. В сложной социальной ситуации произрастали первые зерна научной и педагогической мысли.