История высшего образования в Украине
С началя XIX в. в Австрии началась реформа образования, которая была направлена на усиление влияния церкви, ее проникновение в учебно-воспитательный процесс. В соответствии с этой реформой, с 1805 по 1817 гг. университет назывался лицеем. По своей структуре и ориентации учебного процесса лицей не отличался от существующих в то время университетов. Лишь срок обучения в лицее был другим.
В 1817 году австрийское правительство возвращает Львовскому лицею статус университета, ему присваивается имя императора Франца, чем подчеркивается полная зависимость от монаршей власти. Соответственно содержание, организация учебного процесса подчинялись требованиям, предъявляемым правительством Австрии.
Колониальное состояние Галичины в Австрийской империи было барьером для развития образования, науки, культуры. Тем не менее и в этих условиях некоторые выпускники университета и его ученые делали все возможное для развития исследований в области краеведения и гуманитарных наук. Так, воспитанник университета И.Могильницкий подготовил первую в Галичине грамматику украинского языка.
Под влиянием революционных событий 1848 года австрийское правительство начало проводить политику национального лавирования. Оно сделало ряд «уступок» украинскому национальному движению. Так, в 1849 году в университете была основана кафедра украинского языка и литературы, заведовать которой начал украинский филолог, поэт, этнограф и историк Я.Головацкий. В этом же году он был назначен ректором университета.
Тем не менее, австрийское правительство, давая перевес в управлении краем польской шляхте, поддерживало политику полонизации. Нелегкое это было время для Львовского университета: он хуже всех университетов Австрии обеспечивался учебными пособиями, литературой, имел наименьшее количество преподавателей. Такое положение университета было отражением крайне тяжелого состояния образования в целом. В последней четверти XIX в. на более чем трехмиллионное украинское население Западной Галичины действовало всего 5 государственных школ.
В 1809 г. была основана Киевская гимназия, которая впоследствии (в 1811 г.) была отнесена к высшим учебным заведениям. В 1805 г. открыт Харьковский университет. В первой четверти XIX в. возникли привилегированные учебные заведения, сочетавшие курс средних и высших школ: Кременецкий лицей (1803), Ришельевский лицей в Одессе (1817), Гимназия высших наук князя И.А. Безбородко в Нежине (основан в 1820 г.). После польского восстания 1830-1831 гг. Кременецкий лицей был закрыт. В 1834 г. создан Киевский университет. Кроме привилегированных мужских учебных заведений, открывались сословные женские учебные заведения – институты благородных девиц в Харькове (1812), Полтаве (1817), Одессе (1828), Керчи (1835), Киеве (1838). В 1865 г. открылся Новороссийский университет в Одессе.
Гораздо хуже дело обстояло на Буковине. Здесь не было ни одного высшего учебного заведения вплоть до конца третьей четверти XIX в. Только 16 ноября 1874 года совет министров Австрии, рассматривая вопрос об основании нового университета, остановил свой выбор на Черновцах. В 1870 году в Черновцах была открыта учительская мужская гимназия, а 7 декабря 1874 года пришло разрешение на создание Черновицкого университета.
Основатели Черновицкого университета преследовали цель переделать его в орудие национального закрепощения местного населения. Языком преподавания в университете официально был провозглашен немецкий. Таким образом, интересы коренного населения, и, прежде всего, его наибольшей этнической группы – украинцев – игнорировались.
В Восточной Галиции, на Буковине, в Закарпатской Украине в начале XIX в. не было ни одного высшего учебного заведения с украинским языком преподавания. Во Львовском университете преподавание велось на польском, в Черновицком университете – на немецком, с 1920 – на румынском языке.
В 60-70-е гг. XIX в. постепенно формировалась система подготовки учителей, в частности для начальных школ. В конце 60-70-х гг. были созданы трехлетние учительские семинарии, строившие свою работу на базе двухклассных училищ. Среди первых учительских семинарий – Коростышевская (основана в 1869 г.), Херсонская (1871), Аккерманская (1872), Переяславская (1878). На западно-украинских землях учителей для народных школ готовили учительские семинарии – Львовская, Черновицкая, Мукачевская, Ужгородская и др. Учителей для уездных училищ, церковноприходских школ, высших начальных и городских училищ готовили учительские институты. Первый учительский институт создан в Глухове (1874). К 1914 г. в Украине насчитывалось 26 учительских семинарий и 6 учительских институтов.
Среди прогрессивных педагогов Украины, внесших во второй половине XIX – начале XX в. весомый вклад в развитие просвещения и педагогической мысли, - А.В. Духнович, Н.Ф. Левицкий, Т.Г. Лубенец, Б.Д. Гринченко, Х.Д. Алчевская, С.М. Ковалив и др.
Развитие капитализма, борьба прогрессивной общественности обусловили дальнейший рост высшей школы. В Украине центрами научной мысли, подготовки ученых, учителей для средних школ, врачей, юристов и др. специалистов были Харьковский, Киевский и Новороссийский (в Одессе) университеты, Нежинский историко-филологический институт (1875), на западно-украинских землях – Львовский и Черновицкий университеты. Специалистов для промышленности и сельского хозяйства готовили Харьковский ветеринарный институт (1851), Харьковский технологический институт (1885), Киевский политехнический институт (1898), Екатеринославское высшее горное училище (1899), Львовский политехнический институт (1844), Академия ветеринарной медицины во Львове (1897) и др. Функционировали высшие женские курсы в Киеве (с 1878 г.), Одессе (с 1906 г.), Харькове (c 1913 г.), женский медицинский институт в Киеве (с 1907 г.).