ЗАНЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ЗНАКОМСТВУ С ДЕТСКИМИ ФОРТЕПИАННЫМИ СОЧИНЕНИЯМИ К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.
Д.-В одних картинах цветовая гамма довольно скромна, в других очень насыщена, но в каждой есть ощущение воздуха, его прозрачности.
У.-Это ощущение создаётся благодаря новой технике живописи.Она
возникла из наблюдений импрессионистов над игрой света на воде: на её
дрожащей поверхности они заметили разложение и соединение красок.Так родилась идея класть их на полотно одну к другой, не смешивая предварительно на палитре.Художники предпочитали пользоваться только теми цветами, которые имеются в солнечном спектре.На полотне красочные пятнышки вызывают у зрителя впечатление вибрации, прозрачности, воздушности.
Д.-Ещё картины объединяет присутствие солнечного света.Самого солнца на картинах нет, но о степени его яркости можно догадаться по теням: они то бледные, едва заметные, то сочные, насыщенные.
У.-Именно поэтому картины импрессионистов называют "поэмами света". Как вы уже заметили, его проявления многообразны - от яркого сияния до мягких радужных бликов, от тонких трепещущих мерцании до легкои жемчужной дымки.
Интересно, что сперва новое искусство художников было встречено скептически и враждебно, но постепенно завоевало признание. Оно стало новым художественным направлением в живописи, получив название "импрессионизм". Слово "Импрессионизм" произошло от названия картины К.Моне "Впечатление.Восход солнца" (по французски impression - впечатление).
Музыкальный импрессионизм возник несколько позже, на "почве", подготовленной живописью. Что же общего между живописным импрессионизмом и музыкальным?
Д.-У композиторов основным выразительным средством становится гармония, а не мелодия, подобно тому, как у художников краска преобладает над линией.
Музыкальное произведение, как и картина, создается под воздействием какого-либо впечатления. При этом автор не навязывает свои переживания, а дает большой простор воображению зрителя и слушателя. В музыке К.Дебюсси интересно помещение названии произведении не в начале, а вконце.
Тембры симфонического оркестра трактуются как краски, композиторы не смешивают разные группы инструментов, а показывают возможности каждой из них в отдельности.
Далее ученикам предлагается прослушать фрагменты двух частей "Испанской рапсодии" М.Равеля :"Прелюдии ночи", и "Народного праздника". Во время слушания учитель просит письменно попытаться ответить на вопрос: "Почему К.Дебюсси и М.Равеля называют композиторами импрессионистами?"
Ответы детей:
- С первои ноты произведении Дебюсси и Равеля перед глазами предстает какая-то картина. Слушая "Прелюдию ночи" я ясно представила темную ночь, звездное глубокое небо. Слышны шорохи и звуки долетающей откуда-то музыки. Композитор тембрами музыкальных инструментов нарисовал картину Испанскои ночи.
- Композиторов К.Дебюсси и М.Равеля относят к композиторам - импрессионистам, потому что они как и художники - импрессионисты, выражают в музыке свои впечатления. Эти люди пишут сердцем - музыка исходит из глубины их души. И надо суметь услышать, почувствовать ее, следуя за ведением композитора. В музыке Дебюсси, как и в картинах художников импрессионистов, нет четких линии, контуров. Только гармония цвета и света.
Композиторы - это тоже художники, только они рисуют свои чувства музыкой, а художники - красками и кисточкой. Мелодия, ноты - вот краска и кисточка композиторов. Я считаю, что Дебюсси и Равеля называют импрессионистами, потому что они сочиняли музыку по своим впечатлениям, чувствам. Поэтому музыка у них немного непривычная. Я открыла для себя эту музыку. Она изображает различные картины (природы, или народного праздника) и в то же время несет в себе чувства, побуждающие сопереживать ей. Слушая "Облака" Дебюсси и представляя картину пасмурного неба, я мысленно уносилась в высь и меня охватывало безразличие ко всему происходящему, то вдруг становилось тоскливо и грусно. А в "Празднествах" я будто-бы была участником ночных гулянии в лесу и видела таинственное шествие.